Приветственное слово к читателям

Здравствуйте!
Мы приветствуем Вас на персональной страничке детского сада "Яблочко".
Надеемся, что здесь Вы найдете всю необходимую для Вас и Ваших детей информацию.

Образовательная программа

                  Основная общеобразовательная программа МАДОУ ЦРР – детский сад №99 общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей. Образовательную работу МАДОУ ЦРР – детский сад №99 осуществляет на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Характеристика образовательной программы
                 Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
                  Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
                 Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
                   Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала—его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
                    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; 
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутс­твие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Содержание и структура Программы
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:
  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст —от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».
Преемственность
Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохра­няет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г. №655 в каждом образовательном учреждении утверждается и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа состоит из двух частей: обязательной части (на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) и части формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть в МАДОУ ЦРР – детский сад №99 реализуется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, должна занимать не более 20% времени, необходимого для реализации всей Программы. Для реализации этой части нами выбрана дополнительная программа «Земля отцов» Р.Х.Гасановой, которая разработана совместно с педагогическим коллективом МАДОУ ЦРР – детский сад №99.
В соответствии с планом мероприятий поэтапной реализации в практику работы МАДОУ ЦРР – детский сад №99 «Основной образовательной программы дошкольного образования» на 2011-2012 учебный год внесены коррективы в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми. В календарных  и перспективных планах реализуются принцип интеграции образовательных областей и комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. На педсовете №2, 2011г. утверждены темы по всем возрастным группам  форма написания календарного и перспективного планов. Планирование осуществляется на основе модели О.Скоролуповой, Н.Фединой. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
В программе «Земля отцов» определены цели: дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Задачи программы:
1. Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.
2.      Развитие у детей интереса к национальной культуре  башкирского народа.
3.      Формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Основные направления по воспитанию средствами национальной культуры представлены в блоках. В первом блоке представлено содержание работы по ознакомлению с материальной, во втором – с духовной культурой. Деление программы условно.
Первый блок в программе назван «Человек – творец рукотворного мира», который знакомит детей с материальной культурой башкирского народа. Создателем материальной культуры является человек, создающий нужные для жизни людей жилища, предметы быта. Блок представлен темами: «Жилище», «Утварь», «Пища», «Одежда». Раскрывая мир вещей, детей подводят к человеку-труженнику, человеку- мастеру. В этом случае мир выступает как «рукотворный». Возвышается роль личности человека, который возводит материальную культуру, созданную руками человека, ребенок начинает отличать красивое от безобразного, реальное от воображаемого. В отношении к рукотворному миру выделяют познавательные ценности (потребность в новых знаниях, приобщение к тому, что знают другие), ценности преобразования (стремление самому сделать то, что доступно другому, создать свое оригинальное), ценности переживания (ребенок проникается чувством красоты, чувством уважения к мастерству)
Представление о материальной культуре обогащает духовную жизнь человека, содержание которого представлено во втором блоке под названием «От истоков прекрасного – к творчеству». Данный блок предполагает знакомство с дошкольников с компонентами духовной культуры (язык, фольклор, литература, искусство, традиции). Знакомство с духовной культурой направлено на развитие творческих способностей дошкольник, особенно речевых и художественных.
Основным условием, обеспечивающим усвоение национальной культуры, является взаимодействие воспитателя и родителей. Только взаимодействие поколений должным образом можно осуществить воспитание  и развитие ребёнка. Поэтому третий блок в программе представлен темой «Отчий дом». Данный блок содержит задачи приобщения дошкольников к народным этикетным традициям: приветствие и обращение к старшим по возрасту, обычаи гостеприимства, благопожелания – особенность педагогики любого народа. Содержание всех трех блоков реализовывается в целостном педагогическом процессе. В основу построения педагогического процесса положены следующие принципы:
·         деятельностный подход к развитию личности детей, их психических процессов (развитие в процессе деятельности: общение, предметная, игровая, изобразительная и т.д.);
·         утверждение гуманных демократических устоев в педагогическом процессе в противовес авторитарным;
·         развитие ребенка (развитие его личностных качеств и творческих способностей);
·         комплексное обучение, организация разносторонней детской  деятельности.
Реализация любой программы возможна при наличии методического обеспечения. Научно-методическое обеспечение включает в себя: учебные пособия с демонстрационными материалами: «Человек – творец рукотворного мира», «Художники и композиторы Башкортостана – детям», учебная хрестоматия «Фольклор и литература Республики Башкортостан», рабочая тетрадь «Знакомство детей с культурой башкирского народа», методические пособия «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», «Этноэтикет в воспитании дошкольников», «Синтез искусств», «Я Родину хочу познать».
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится два раза в год в ноябре и апреле. Во второй младшей возрастной группе мониторинг на начало учебного года не проводится, запланировано только в конце учебного года в апреле.
В результате внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения программы «Земля отцов», дети к концу освоения программы могли иметь следующие представления, сформированные умения.
Блок «Человек – творец рукотворного мира»
Имеют представление:
·         о прошлом и настоящем градостроения
·         о прошлом и настоящем предметов утвари, одежды
·         о труде скотовода, пчеловода, строителя, ткача, швеи
Знают и называют:
·         функции предметов домашнего быта, названия посуды
·         назначение, характерные и отличительные особенности мужской и женской одежды
·         технологию приготовления некоторых башкирских блюд
Умеют:
·         использовать предметы быта в сюжетно-ролевых, театрализованных играх
·         приготовить совместно со взрослыми некоторые традиционные блюда
·         проявлять интерес к архитектуре своей местности
·         конструировать (строить) из строительного материала (бумаги, картона) разные виды жилищ (старинные, современные)
·         конструировать различную одежду (национальную, современную) с использованием различного материала (бумаги, ткани, меха)
·         составлять разные типы высказываний: рассказ-описание, рассказ-повествование, рассказ-рассуждение об одежде, предметах быта.
Блок «От истоков прекрасного – к творчеству»
Имеют представление:
·         о разных жанрах устного народного творчества (колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды)
·         о творчестве писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан
·         о народном декоративно-прикладном искусстве башкирского народа
·         о традиционных народных праздниках башкирского народа («Воронья каша», «Сабантуй», «Вечерние игры», «Игры в свободном доме»)
Знают и называют:
·         сказки, легенды башкирского народа
·         произведения детских писателей, композиторов, художников Республики Башкортостан (рассказы, стихи, музыка, песни, картины художников)
·         предметы декоративно-прикладного искусства башкир, элементы, украшающие эти предметы
·         башкирские подвижные игры
Умеют:
·         пересказывать башкирские сказки
·         читать выразительно стихи башкирских поэтов
·         придумывать сказки на материале башкирского фольклора
·         организовать театрализованную деятельность на материале башкирского фольклора
·         самостоятельно организовывать народные башкирские игры
·         исполнять песни, танцы
·         изготавливать и украшать орнаментом предметы быта, домашней утвари, одежды.
Блок «Отчий дом»
Имеют представление:
·         о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге
·         о народных этикетных традициях башкирского народа (уважение старшим, гостеприимство, благопожелание-обращение)
Знают и называют:
·         членов семьи, имя и отчество родителей, родственные связи и свою социальную роль в них (тетя, дядя, внучка, внук, сестра, брат, дедушка, бабушка и др.)
·         народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим
·         характерные благопожелания
·         народные обычаи и правила гостеприимства
Умеют:
·         составить родословную
·         на практике пользоваться народными этикетными традициями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий